Пандемия дала возможность переосмыслить то, как мы организуем работу и что ценим как работники и работодатели. После нее многие продолжат сильно экономить и по-другому планировать выход на пенсию, а также переходить к работодателям с лучшими программами страхования здоровья и гибким рабочим временем. Какие еще тренды можно ожидать на горизонте ближайших 30 лет?
Краткосрочные тренды: 2021-2030 годы
Крупнейшие онлайн-платформа по поиску работы публикуют примерно одинаковые тренды 2021 года:
Офисы останутся пустыми. Компании существенно выигрывают от снижения затрат на недвижимость и возможности нанимать сотрудников без привязки к локации. Гибкий график работы — недорогой способ удержать сотрудников с необходимостью ухода за детьми или престарелыми родителями. После пандемии 70% сотрудников Glassdoor хотят иметь гибридную занятость — удаленно с посещением офиса по необходимости.
Пересмотр зарплаты удаленщиков. Миллионы людей переехали в регионы, ведь для работы из дома не нужно продолжать снимать дорогое жилье в столице. Это меняет конкурентную среду и оплату труда.
Брендовый офис — больше не основа корпоративной культуры. Дизайн, внешний вид и ощущение солидной штаб-квартиры потеряли свою актуальность во время пандемии. Корпоративная культура больше не связана с офисом. Онлайн-отзывы сотрудников о работе стали играть главную роль в HR-бренде работодателя. В 2021 году преуспеют компании, использующие данные о настроении сотрудников в качестве бизнес-аналитики. Наибольшее значение для удовлетворенности сотрудников теперь имеют три фактора, и ни один из которых не зависит от офиса — это убедительная миссия компании, «прозрачные» решения эмпатичных руководителей, четкая, понятная траектория карьерного роста. А наиболее важный бонус к зарплате — медицинская страховка.
Многие профессии станут невостребованными- в сферах обслуживания, образования, административных офисных должностей, ролей в торговле и сфере «отложенного» здравоохранения.
Среднесрочные тренды: 2030-2050 годы
Нас ожидают:
Человекоцентричная экономика. Сдвиг в моделях потребления: от потребительского товара к потребительскому опыту, в том числе к «соучастию», внимание к эмоциональному состоянию клиентов и работников, которые с ними взаимодействуют. В «экономике опыта» самой важной ценностью является формирование и удержание отношений (с потребителями и сообществами).
Переход от кадров к талантам. Время «массовой уникальности»: уникальные навыки и творческие способности, как основной источник создания ценности, внимание к развитию таланта (в том числе к собственной мотивации людей) как главный резерв производительности труда.
«Экономика слежения». Поведение работников и потребителей в цифровой среде становится «прозрачным» для организаций. Это может приводить как к манипуляциям и диктатуре, так и к расширению возможностей для реализации.
Непрерывное образование как норма.
Экономика команд: самую большую ценность создают «сыгранные» команды, умеющие эффективно решать проблемы. Все больше развиваются форматы «воспитания» команд и командного хантинга. В образовании детей и взрослых все больше внимания уделяется навыкам коммуникации и кооперации.
Краткосрочные тренды: 2021-2030 годы
Крупнейшие онлайн-платформа по поиску работы публикуют примерно одинаковые тренды 2021 года:
Офисы останутся пустыми. Компании существенно выигрывают от снижения затрат на недвижимость и возможности нанимать сотрудников без привязки к локации. Гибкий график работы — недорогой способ удержать сотрудников с необходимостью ухода за детьми или престарелыми родителями. После пандемии 70% сотрудников Glassdoor хотят иметь гибридную занятость — удаленно с посещением офиса по необходимости.
Пересмотр зарплаты удаленщиков. Миллионы людей переехали в регионы, ведь для работы из дома не нужно продолжать снимать дорогое жилье в столице. Это меняет конкурентную среду и оплату труда.
Брендовый офис — больше не основа корпоративной культуры. Дизайн, внешний вид и ощущение солидной штаб-квартиры потеряли свою актуальность во время пандемии. Корпоративная культура больше не связана с офисом. Онлайн-отзывы сотрудников о работе стали играть главную роль в HR-бренде работодателя. В 2021 году преуспеют компании, использующие данные о настроении сотрудников в качестве бизнес-аналитики. Наибольшее значение для удовлетворенности сотрудников теперь имеют три фактора, и ни один из которых не зависит от офиса — это убедительная миссия компании, «прозрачные» решения эмпатичных руководителей, четкая, понятная траектория карьерного роста. А наиболее важный бонус к зарплате — медицинская страховка.
Многие профессии станут невостребованными- в сферах обслуживания, образования, административных офисных должностей, ролей в торговле и сфере «отложенного» здравоохранения.
Среднесрочные тренды: 2030-2050 годы
Нас ожидают:
Человекоцентричная экономика. Сдвиг в моделях потребления: от потребительского товара к потребительскому опыту, в том числе к «соучастию», внимание к эмоциональному состоянию клиентов и работников, которые с ними взаимодействуют. В «экономике опыта» самой важной ценностью является формирование и удержание отношений (с потребителями и сообществами).
Переход от кадров к талантам. Время «массовой уникальности»: уникальные навыки и творческие способности, как основной источник создания ценности, внимание к развитию таланта (в том числе к собственной мотивации людей) как главный резерв производительности труда.
«Экономика слежения». Поведение работников и потребителей в цифровой среде становится «прозрачным» для организаций. Это может приводить как к манипуляциям и диктатуре, так и к расширению возможностей для реализации.
Непрерывное образование как норма.
Экономика команд: самую большую ценность создают «сыгранные» команды, умеющие эффективно решать проблемы. Все больше развиваются форматы «воспитания» команд и командного хантинга. В образовании детей и взрослых все больше внимания уделяется навыкам коммуникации и кооперации.