Второй кризис в компании, я называю – кризис управления, он связан с тем, что управление в компании со стороны руководства компании слабое, и компания полностью управляется сотрудниками.
Как это происходит?
Сотрудники приходят к руководителю и говорят, что они будут делать, и что он должен делать.
С одной стороны, кажется, что все очень здорово и сотрудники очень сознательные, переживают за компанию, но на самом деле компания находится в ловушке. Сотрудники не умеют мыслить стратегически и не обладают видением ситуации в будущем, поэтому они строят свои действия на основании коротких, не профессиональных решений.
Например, менеджер приходит с просьбой дать клиенту скидку, обосновывает, что в этом случае состоится сделка. Но менеджер не видит дальше того, что снижение цены приведет к тому, что конкуренты тоже понизят цену, а так как клиент уже привык, что ему делают цену ниже, чем у конкурента, он снова будет требовать скидку. Такая игра ведет к понижению цены на рынке, и потере клиента.
Если руководитель согласится на условия менеджера, значит компания получит в будущем проблему. Я встречала такие ситуации, когда руководитель самоустранялся и сотрудники делали все что хотели.
Такой кризис вычислить достаточно сложно. Так как все очень хорошо играют свои роли, и не сразу разберешься, где здесь «собака зарыта».
Что значит играют роли?
Сотрудники делают вид, что руководитель их лидер и «отец родной», и они приходят к нему, чтобы он одобрил их решение, так как без него ничего нельзя делать. Он снисходительно утверждает их решение, испытывая удовлетворение властью, и все довольны. Подчиненные делают то, что считают нужным, а руководитель считает себя Царем – батюшкой.
Выявить этот кризис можно при помощи анализа ключевых решений, которые принимаются в компании. Если решения в компании не соответствуют уровню руководителя компании, значит бизнесом управляют сотрудники.
В этой ситуации есть интересная фишка, человек, который управляет бизнесом не хочет решать проблемы и принимать решения, а вот подчиненные способны браться за решение проблемы и принимать решения.
Я встречала ситуацию, когда рабочие взяли на себя ответственность за решение проблемы, которая стояла перед главным инженером и директором компании. Проблему решили, но стоило это дорого.