Рассмотрим ситуацию, когда человек заболел и обратился к врачу. Врач не спешит назначить лечение, а начинает проводить обследование больного с целью выявить причину. В бизнесе ситуация развивается точно так же, нельзя сходу поставить диагноз и назначить лечение, потому что оно может оказаться бесполезным. Вы потратите много времени и денег, но результата не будет. Например, не правильные и не эффективные процессы могут иметь разные причины. В одном случае это может быть не знание и не умение сотрудников строить процессы, а в другом случае это может быть отсутствие управления со стороны руководителей. И это уже две разные проблемы и лечить необходимо совершенно разным путем. Таким образом мы имеем следствие одинаковое – не эффективные процессы. Но проблемы (причины), в следствие которых они возникли - совершенно разные. Диагностика бизнеса позволяет выявить проблему, которая, как следствие производит все другие проблемы. В стратегическом менеджменте есть такое понятие, как «дерево проблем». Дерево проблем — это инструмент для простраивания причинно-следственных связей в ситуации. Он помогает отделить причины от следствий и определить основную проблему, решение которой приведёт к устранению ключевых последствий. Почему именно ДЕРЕВО? Давайте представим себе проблемы в виде дерева, которое растет и представим себе, что хотим от него избавиться. Попробуем срубить на нем ветки - они отрастут снова. Спилим дерево - оно пустит новые побеги. Единственно правильным решением будет уничтожить корень дерева, и тогда оно перестанет расти. Корень дерева – это корневая проблема, которая генерирует остальные проблемы, все другие проблемы существуют до тех пор, пока существует корневая проблема.
Например, у вас в компании была проблема с новыми сотрудниками, они делали много ошибок и, это сильно тормозило работу опытных сотрудников, которые исправляли за новичками ошибки. Опытные сотрудники винили плохую систему обучения. Но! Корневая проблема была в том, что опытные сотрудники отказывались участвовать в обучении новеньких. Мы показали им, что причина лежит в них самих, система обучения есть, но вы не хотите тратить на это время, поэтому тратите время на то, чтобы исправлять чужие ошибки. Сотрудники согласились, включились в обучение, помня о том, что в первую очередь они сами заинтересованы в хорошем результате. Проблема перестала существовать.
Лечение корневой проблемы точно обеспечит хороший результат.